РУС БЕЛ ENG

Когда следует обратиться за помощью к логопеду

     У родителей часто возникают вопросы: когда нужно обращаться к логопеду и в каком возрасте лучше планировать первое посещение этого специалиста? Как правило, ответственные родители начинают рано проявлять беспокойство, отмечая все недостатки речи ребенка. Однако некоторые родители, напротив, демонстрируют излишнее спокойствие и не спешат обращаться за логопедической помощью, даже если к этому есть серьезные показания. Как разобраться, нужна ли ребёнку консультация логопеда или стоит подождать?

     Проблема обращения к логопеду встает перед родителями детей от 2 до 6 лет - в период активного становления их речи. Возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом. 

     Развитие речи - наиболее очевидный показатель психического развития ребенка, поэтому именно оно привлекает наибольшее внимание родителей и педагогов. В то же время многие из них выделяют только недостатки звукопроизношения, не обращая внимания на такие важные характеристики речевого развития, как нарушения слоговой структуры слова, правильность восприятия и воспроизведения звучания слова, пропуски и замены звуков, способность составлять связные предложения, умение использовать предлоги и падежные изменения слов в предложениях. Помощь логопеда нужна и в этих случаях, и чем раньше и полноценней она будет оказана, тем меньше проблем возникнет у ребенка при подготовке к школьному обучению и в процессе него.

       Когда же действительно стоит обратиться к логопеду?

- Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»).

    В таком случае, уже в год стоит обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации. Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом.

- Если у ребенка в возрасте 2 -х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.

- Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т»).

- Если в 3-3,5 года:

ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

он не повторяет за Вами слова,

или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

Если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу. 

В случае выявления любой из проблем необходимо начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться.

- Если в 4 года:

у ребенка очень скудный словарный запас (в норме - около 2000 слов),

не может запомнить четверостишье,

совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками - норма).

- Если в 5-6 лет:

все еще есть проблемы со звукопроизношением согласных звуков «р» и «л». К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно;

ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании);

- Если ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.

- Если в преддверии школы вы замечаете какие-либо трудности и не уверены, готов Ваш ребенок к школе или нет. 

    Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед. 

     Логопед поможет:

скорректировать произношение;

увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;

подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению.

    Не допустите наслоения школьных проблем на уже существующие. Еще есть время проконсультироваться и исправить ситуацию.

 

 

поделиться в: